Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Игровые практики

ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК ИГРОВЫХ ПРАКТИК

Тематический модуль «Игровые практики здорового образа жизни (подвижные, спортивные игры)»

название игровой практики «Выбей шар»

 

возрастная адресованность старший дошкольный возраст
предполагаемое количество участников 4-10
материал, оборудование мел, шары по 3-4 на каждого участника
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство На земле чертят клетки, на расстоянии 2 м по ту и другую сторону от них проводят линии кона. В каждой клетке лежит по 3-4 шара. Участники игры делятся на две команды и встают за линиями напротив клеток своего противника (рис. 1).

Игру начинают одновременно все игроки одной из команд. Они по сигналу прокатывают шары, забирают выбитые. Затем прокатывают шары игроки другой команды. Выигрывает та коман­да, игроки которой выбили больше шаров.

Правила. 1. Прокатывая шары, играющие стоят за линией кона.

2.  Участники игры выбивают шары поочередно.

Указания к проведению. У каждой команды шары своего цвета. Они могут быть деревянными, пластиковыми. Можно игру проводить и с мячами. В клетках шары нужно располагать одинаково. Размеры клеток 50X50 см, располагают их на одной линии в шахматном порядке на расстоянии 30 см друг от друга.

рис.1

источник Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры / В.Н. Курысь, В.М. Баршай, В.Ф. Стрельченко. — М.: Издательство «Омега-Л»; 2012, — 352 с.

 

название игровой практики «Встреча»

 

возрастная адресованность старший дошкольный возраст
предполагаемое количество участников 4-10
материал, оборудование мел, мячи (шары) по количеству участников, фишки
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство На площадке проводят две линии на расстоянии 4—6 м. Играю­щие делятся на равные группы и встают друг против друга за линиями.

По сигналу все одновременно прокатывают друг другу ша­ры или мячи, но так, чтобы они встретились. Детям, чьи шары встретились, ведущий дает по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек (рис. 2).

Количество повторений игры по договоренности.

Указания к проведению. Площадка, где проводится игра, должна быть ровная. Увеличивать расстояние между играю­щими нужно постепенно. Эта игра требует от детей большого вни­мания и умения целесообразно распределять усилия при отталки­вании шара в зависимости от расстояния. Детям нужно подска­зать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок по шару.

Рис. 2

источник Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры / В.Н. Курысь, В.М. Баршай, В.Ф. Стрельченко. — М.: Издательство «Омега-Л»; 2012, — 352 с.

 

название игровой практики «Тяни – толкай»

 

возрастная адресованность 5-6 лет
предполагаемое количество участников от 4 человек
материал, оборудование кусочек мела или цветная ленточка.
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Сформируйте из игроков пары. При помощи мелка или цветной ленточки обозначьте линии старта и финиша дистанции 20-25 см.

Игроки, составляющие пару, должны встать спинами друг к другу и взяться за руки. По вашему сигналу каждая пара должна пробежать дистанцию, а потом таким же образом вернуться назад.

Получается, что игроки то бегут в привычном положении, то пятятся спиной.

Победителями можно признать участников игры, быстрее других преодолевших дистанцию.

источник http://mkobr.ru/pedagogika-nauka-i-praktika/ozdorovitelnye-igry-dlja-detej-5-6-let.html

 

название игровой практики «Пройди, не урони!»

 

возрастная адресованность 5-6 лет
предполагаемое количество участников от 3 человек
материал, оборудование мешочки с песком / пластмассовое блюдце с водой
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Предложите детям изобразить восточного продавца. Нужно выпрямиться, принять правильную осанку. Положите на голову мешочек с песком или гречкой, предложите детям (по двое) пройти вперед, не поддерживая руками ношу.

Вариант игры на улице летом: Предложите детям посоревноваться – кто пронесет на голове пластмассовое блюдце и не прольет из него воду.

источник http://mkobr.ru/pedagogika-nauka-i-praktika/ozdorovitelnye-igry-dlja-detej-5-6-let.html

 

название игровой практики «Ловишки»
возрастная адресованность старший дошкольный возраст
предполагаемое количество участников от 6 человек (зависит от варианта игры)
материал, оборудование зависит от варианта игры: мел, скамейка (стул), ленты по количеству играющих, мяч
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство 1 вариант. Перебежки. Среди играющих выбирается «ловишка». На противоположных сторонах площадки (комнаты) проводятся 2 линии, за одной из которых стоят играющие. В центре встает «ловишка». По команде взрослого дети стараются перебежать за линию на другой стороне площадки, а ловишка их ловит. Если он успевает дотронуться до игрока до того, как он пересечет линию, тот считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 повторений подсчитываются пойманные и выбирается новый ловишка. Поначалу можно играть без линий, просто передвигаясь по всей площадке.

2 вариант. Ноги от земли. Играющие, убегая от «ловишки», должны встать на какой-нибудь предмет: скамейку, стульчик, бревно и т. д.

3 вариант. С лентой. Играющие стоят в кругу, у каждого за пояс заправлена яркая ленточка. По команде взрослого дети начинают бегать по площадке, а «ловишка» старается догнать кого-нибудь из них и взять его ленточку. Потерявший ленту отходит в сторону, остальные возвращаются в круг. «Ловишка» подсчитывает количество лент и отдает их назад. Затем игра повторяется с новым «ловишкой».

4 вариант. В круг — из круга. На земле чертится большой круг. Все играющие встают за ним через полшага. Выбранный водящий встает в центре круга и старается коснуться рукой детей (которые прыгают в круг и обратно), пока они находятся внутри него. Те, до кого он дотронулся, считаются пойманными и отходят в сторону. Через 2-3 повторения подсчитывается их количество, и выбирается новый водящий.

5 вариант. С мячом. Игра проводится, как в 4 варианте, только «ловишка» должен попасть в убегающих мячом.

6 вариант. С приседанием. Играющие, убегая от ловишки, должны присесть на корточки.

7 вариант. На одной ноге. Играющие, убегая от ловишки, должны встать на одну ногу и обхватить колено другой руками.

8 вариант. Лишний. Дети стоят в кругу по одному или парами (один позади другого). За кругом находятся два водящих, один из которых («ловишка») догоняет другого. Убегающий встает впереди кого-нибудь одного или пары, пока до него не дотронулся «ловишка». Теперь убегает ребенок, оказавшийся вторым или третьим. Если «ловишка» успел коснуться убегающего, они меняются ролями.

9 вариант. Пустое место. Играющие встают по кругу близко друг к другу, держа руки за спиной. Выбранный водящий идет позади них, дотрагивается до кого-нибудь и бежит по кругу в любую сторону. Ребенок, до которого он дотронулся, бежит в противоположную сторону, стараясь быстрее него вернуться на свое место. Оставшийся без места становится водящим. Во время бега нужно стараться не наталкиваться и не трогать руками других детей.

10 вариант. В два круга. Играющие встают в два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в разные стороны. По команде взрослого все останавливаются, и игроки внутреннего круга стараются дотронуться до игроков внешнего, пока они не присели на корточки. Те, до кого дотронулись, встают во внутренний круг, и игра продолжается, пока во внешнем круге не останется 4-6 игроков.

источник https://kartaslov.ru/книги/Артем_Юрьевич_Патрикеев_Ловишки_100_вариантов_игры_Серия_Разнообразим/1

 

Тематический модуль «Практики игрового взаимодействия  (дворовые игры, народные игры)»

название игровой практики «Вышибалы»
возрастная адресованность от 4-5 лет и старше
предполагаемое количество участников от 2-х человек и более
материал, оборудование небольшой легкий мяч
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство два игрока встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» – бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
источник https://igratsdetmi.ru/razvivajushhie-igry/podvizhnye-igry/igry-s-mjachom/igra-dlja-detej-sedobnoe-nesedobnoe.html

 

название игровой практики «Казаки-разбойники»
возрастная адресованность от 5-6 лет и старше
предполагаемое количество участников от шести человек и более
материал, оборудование мел
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».
источник https://www.i-igrushki.ru/archive/kazaki-razboyniki.html

 

название игровой практики «Бояре»
возрастная адресованность от 4 лет
предполагаемое количество участников не менее 8 человек
материал, оборудование не требуется
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Все дети делятся на 2 команды. Команды встают друг напротив друга в линию на некотором расстоянии и берутся за руки. Затем обе команды поочередно подходят (на первую половину фразы) и отходят обратно (на вторую половину фразы):
1. — Бояре, мы к вам пришли,
Молодые, мы к вам пришли
— Бояре, а зачем пришли,
Дорогие, а зачем пришли?

1. — Бояре, нам невеста нужна,
Дорогие, нам невеста нужна.
2 — Бояре, а какая вам нужна,
Дорогие, а какая нам нужна?

1.- Бояре, нам вот эта нужна (показывают на кого-либо в команде напротив),
Дорогие, нам вот эта нужна.
2.- Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят.

1. — Бояре, а мы пряничка дадим,
Дорогие, а мы пряничка дадим.
2.- Бояре, она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест.

1. — Бояре, а мы плеточкой ее,
Дорогие, а мы плеточкой ее.
2.- Бояре, она плеточки боится,
Дорогие, она плеточки боится.

1.- Бояре, отворяйте ворота,
Отдавайте нам невесту навсегда.

При этих словах выбранный игрок разбегается и пытается прорвать сцепленные руки соперников, найти «слабое звено». Если ему это не удается, он остается в этой команде и занимает место между теми игроками, которых пытался расцепить. Игра начинается сначала. Если у него получилось порвать цепочку, он забирает в свою команду одного из двух игроков, расцепивших руки и игра начинается сначала.
Правила
— Игроки в командах должны быть примерно одинаковыми по силе.
— Команды начинают игру по очереди.
— Побеждает та команда, в которой больше всего останется игроков.
источник https://doshkolka.rybakovfond.ru/boyare

 Тематический модуль «Игровые практики формирования поведения и отношения  (сюжетно-ролевые игры)»

название игровой практики «Магазин»
возрастная адресованность 3-7 лет
предполагаемое количество участников не менее 2 человек
материал, оборудование все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
источник https://multiurok.ru/index.php/files/kartoteka-siuzhetno-rolevykh-igr-12.html?login=ok

 

название игровой практики «Зоопарк»
возрастная адресованность 4–5 лет.

 

предполагаемое количество участников 2 и более
материал, оборудование игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, касса.
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
источник https://multiurok.ru/index.php/files/kartoteka-siuzhetno-rolevykh-igr-12.html?login=ok

 Тематический модуль«Игровые практики познания мира (игры-экспериментирования с различными
предметами и материалами)

название игровой практики Свет и тень
возрастная адресованность старший дошкольный возраст
предполагаемое количество участников от 2 и более
материал, оборудование оборудование для теневого театра, фонарь
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети рассматривают фигурки животных и показывают их тени.Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой
источник http://my-nevalyashki.ru/index.php/opyty-v-detskom-sadu/3141-opyt-dlya-doshkolnikov-svet-i-ten

 

название игровой практики «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
возрастная адресованность 4-5 лет
предполагаемое количество участников от 2 человек
материал, оборудование игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?

Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.

Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы.

В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?

Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается»

источник http://my-nevalyashki.ru/index.php/opyty-v-detskom-sadu/3127-opyt-dlya-doshkolnikov-lovis-rybka-i-mala-i-velika

 Тематический модуль «Свободные практики детской деятельности (свободные игры)»

название игровой практики «Свободная игра»
возрастная адресованность от 4 лет
предполагаемое количество участников не менее 2 человек
материал, оборудование Коробки разного размера, отрезы тканей разных цветов, фактур и размеров, веревочки, игровая детская, посуда, выносные палатки, коляски, куклы, машинки.

Природные материалы – камушки, шишки, плоды и т.д.

Колесные средства передвижения, мячи

ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Первым этапом является выбор ролей и сюжета. Взрослый может задавать вопрос – во что будем играть? кем ты хотел(а) бы быть в игре? предложить сделать костюм или придумать какой-то атрибут роли, помочь сделать его из подручных материалов. Важно оставить ребенку инициативу ввыборе роли, материалов и сюжета. При выраженном отказе можнопредложить ребенку посмотреть какие роли выбирают другие дети и какие развиваются сюжеты и присоединиться по мере развития игры.

Второй этап посвящен творческому процессу создания маркеров роли и организации игрового пространства. Для создания ролевой атрибутики

могут использоваться разные материалы – костюм или его элементы, например, повязка и плащ пирата, корона и мантия королевы и т. п.

источник

 

название игровой практики «Соберимодель»

 

возрастная адресованность 4-5 лет
предполагаемое количество участников от 2-х человек
материал, оборудование Деревянные конструкторы, различной формы.
ход игры/ правила/ игровые действия/ руководство Дети собирают модель по замыслу. При определении взаимного расположения деталей педагог может использовать наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперёк»
источник